Материалы МБУ ДО "ДШИ №1 имени М.И. Глинки" г. Липецка для 2 тура Общероссийского конкурса "Лучшая ДШИ"
1. Ссылки на видеозаписи 3-х открытых уроков:
- урок в 3-4 классе дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе "Хоровое пение", учебная дисциплина "Хор".
- Преподаватель - И.М. Цилин, заслуженный артист РФ.
- https://youtu.be/CxuidXFx6Lg
- урок в 4 классе дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе "Хореографическое творчество", учебная дисциплина "Классический танец"
- Преподаватель - Спасибина Л.Н., высшая квалификационная категория.
- https://youtu.be/fZG0Rx_oD1Q
- урок с ученицей 3 класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе "Фортепиано", учебная дисциплина "Специальность и чтение с листа".
- Преподаватель - Павлик Н.В., высшая квалификационная категория.
- https://youtu.be/6D2a_b5OCvQ
2. Ссылка на творческий проект с участием учащихся школы.
Отчётный концерт учащихся "Именем Михаила Ивановича Глинки"
Творческий проект Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств №1 имени М.И.Глинки" г.Липецка
Решением Липецкого городского совета депутатов от 27.10.2020 №27 "Детской школе искусств №1" города Липецка было присвоено имя великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.
Михаил Иванович Глинка в русской музыке занимает такое же положение, как Александр Сергеевич Пушкин в русской литературе. Если Пушкин - первый наш поэт мирового значения, то Глинка - первый композитор, открывший новую эпоху в диалоге западноевропейской и русской культур. С творчества Глинки начинается классический период русской музыки. Он стал родоначальником нашей музыкальной классики.
Как русская классическая музыка с Глинки, так и образование в сфере искусств в Липецкой области началось с нашей школы. Детская школа искусств №1- старейшее учебное заведение области. Основанная в 1938 году, она стала первым учебным заведением классического образования в сфере искусства в области.
Целями проекта являлся показ неразрывной связи творчества М.И.Глинки со всеми направлениями деятельности школы, а также формирование у учеников сопричастности к истории русской классической музыки и истории России.
При реализации проекта, для достижения целей были решены следующие задачи:
- включение в проект всех специализаций, обучение по которым проводится в школе;
- выбор произведений высокого художественного уровня, доступных учащимся по исполнительскому уровню, идейному и эмоциональному содержанию;
- использование мультимедийных средств для более полного донесения целей проекта современным слушателям.
Так как М.И.Глинка подвел своеобразный итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества, то при формировании программы концерта, организаторы принципиально не включали в концерт произведения основателя русской классической музыки, чтобы более ярко показать связь идей и творчества композитора в контексте развития мировой музыкальной культуры.
Весь материал проекта располагается хронологически в соответствии с биографией М.И.Глинки.
Открывается концерт преамбулой - исполнением произведения Николая Будашкина "Родные просторы". Н.Будашкин, ученик Н.Мясковского, который, в свою очередь, был учеником Н.А.Римского - Корсакова, активного члена объединения русских композиторов "Могучая кучка". Композиторы объединения позиционировали себя как последователи творчества М.И.Глинки.
Первый раздел посвящён детству основателя русской классической музыки. В него включены номера, которые музыкальной и тематической своей основой связаны с детством и русской культурой: эстрадный детский танец "Скоморохи" и произведение для фортепианного ансамбля Ж.Металлиди "Конёк - горбунок" из сюиты "Русские сказки".
Следующий раздел также охватывает детский период жизни композитора, и посвящён его первым музыкальным впечатлениям и одному из самых сильных - оркестру. В раздел включены произведения, исполняемые на инструментах оркестра - скрипке, флейте, а также выступление трио и ансамбля скрипачей. Что касается выбора произведений в этом разделе, то это композиторы И.С.Бах, Б.Дварионас, С.Манюшко, О.Хромушин.
Необходимо отметить, что М.И.Глинка, будучи, по сути, композитором самоучкой, брал уроки композиции у З.Дена, одного из соучредителей Баховского общества в Германии. Кроме того, уже в последний период жизни, он совершенствовался как композитор в Берлине в полифоническом жанре, изучая произведения старых мастеров, в числе которых был И.С.Бах.
Композиторские корни Б.Дварионаса находятся также в Германии, так как он окончил Лейпцигскую консерваторию.
С.Монюшко - польский композитор, современник М.И.Глинки.
О.Хромушин - русский-советский композитор, ученик В.Салманова, который в свою очередь был учеником М.Ф.Гнесина, который учился у Н.А.Римского-Корсакова.
В связи с вышеизложенным, представляется логичным включение произведений этих композиторов в данный концерт.
Третий раздел посвящен музыкальному театру 19 века и творчеству композитора в театральных жанрах.
Музыкальный театр в 19 веке был чрезвычайно популярен. В связи с этим практически все композиторы того периода писали для музыкального театра. Необходимо отметить также, что он оказал огромное влияние на развитие инструментальной музыки 19 века.
В данный раздел включены отрывки из балетов П.Чайковского "Лебединое озеро", Л.Делиба "Пиццикато", С.Прокофьева "Золушка".
Танцевальные номера из опер М.И.Глинки "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила" внесли огромный вклад в становление русского классического балета. Исполнение Андижанской польки отсылает нас к восточным танцам из оперы М.И.Глинки "Руслан и Людмила".
В данном разделе включены как танцевальные, так и инструментальные номера.
Следующий раздел посвящён роли основоположника русской классической музыки в становлении русской вокальной школы.
Общеизвестно, что он сам неплохо пел, брал уроки бельканто в Италии, дружил с оперными певцами и писал свои оперы с учётом возможностей певцов.
Вокальная школа представлена двумя народными песнями: неаполитанская песня "Щеглёнок" и украинская народная песня "Ой, джигуне, джигуне".
Включение в раздел инструментального произведения Р.Глиэра "Романс" обусловлено большим влиянием М.И.Глинки как замечательного мелодиста в дальнейшем развитии русской музыки.
Отдельная страница в этом разделе посвящена хоровому искусству. Роль Глинки как композитора, общественного деятеля и организатора в развитии этого жанра огромна. Хоровое искусство представлено произведением русского композитора М.М.Ипполитова-Иванова (ученика Н.А.Римского-Корсакова) и современного композитора Н.Броннера.
Пятый раздел посвящён народной музыке.
Трудно переоценить влияние народной музыки на творчество М.И.Глинки. Знаменитое его высказывание о том, что музыку создаёт народ, а композиторы её аранжируют, известно всем. В произведениях Глинки мы слышим как цитирование народных песен, так и оригинальную музыку, основанную на интонациях народной.
В раздел включены исполнение русской народной песни, обработок народных песен для баяна и аккордеона, пьес в стиле русской народной музыки для малого барабана, а также русский народный танец.
Шестой раздел посвящён связям творчества М.И.Глинки и фортепианного искусства.
М.И.Глинка написал замечательные произведения для фортепиано. Он брал уроки фортепиано у знаменитых европейский музыкантов Дж.Фильда и Ш.Майера, и испытал большое влияние европейской композиторской и исполнительской школы
Включение в раздел произведения Э.Грига, выпускника Лейпцигской консерватории отсылает нас немецким композиторским корням Глинки.
Также в раздел включено произведение нашего современника Р.Щедрина, который также ветвью через своего учителя Ю.Шапорина, затем через его учителя М.Штенберга уходит к Н.А.Римскому-Корсакову.
Следующий раздел посвящён путешествиям М.И.Глинки по Европе и его музыкальным впечатлениям. Во время путешествий он много общался с выдающимися европейскими композиторами, страстно впитывал музыкальную культуру Европы. Эти музыкальные впечатления отразились в его произведениях.
В раздел включены произведения Ф.Шопена, Ж.Маснэ. Также представлена одна из провинций Австро-Венгерской империи в виде "Закарпатского танца". В качестве стилизации включено произведение для гитары А.Торопова "Испанский танец", который нас отсылает к знаменитой "Арагонской хоте".
Заключительный раздел концерта посвящён последнему периоду жизни М.И.Глинки. Трагизм этого периода заключается в том, что несмотря на недоброжелательство окружающей действительности, у композитора было планов, которым, к сожалению, не было суждено сбыться.
Завершает концерт танцевальный номер "Фортуна" на музыку трагическую музыку К. Орфа "Кармина бурана".
Подводя вышеизложенное, необходимо отметить, что концерт подтверждает историческую роль М.И.Глинки и его место в развитии русской и мировой музыкальной культуры, которая заключается в том, что он:
- Подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества.
- Стал основоположником русской классической музыки.
- Проявил себя как ярчайший новатор и открыватель новых путей в развитии отечественной музыкальной культуры.
С Глинкой русская музыка поднялась до решения задач мирового, общечеловеческого значения и выступила как равная среди ведущих музыкальных культур Европы.
Творения М.И.Глинки были так богаты зернами будущего, что каждый из русских композиторов последующих поколений мог считать себя наследником и продолжателем основоположника русской музыкальной классики.
Этим проектом продемонстрирована неиссякаемая ветвь развития русской музыкальной культуры как композиторской, так и исполнительской.
И ученики, и преподаватели нашей школы, как нам хочется думать, являются маленькими листиками на великом и могучем дереве русской музыки!
Уважаемые преподаватели, родители, учащиеся!
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией с 28.09.2020 по 11.10.2020 в школе вводится дистанционное обучение.
Всю информацию по теоретическим предметам ищите на сайтах школ и в ВК, а также в группах в ватсапе и вайбере.
По обучению по индивидуальным предметам с Вами свяжутся Ваши преподаватели.
Просьба отнестись с пониманием к сложившейся ситуации."
Администрация
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Форма Связи:
Мессенджеры WhatsApp, Viber
Сообщества Вконтакте
Напоминаем, что у каждого класса есть своя группа
Электронная почта
Содержание заданий по каждому предмету соответствует учебному плану. Занятия проходят в индивидуальной форме. Задания теоретические и практические. Практические задания могут представлять собой видео из доступных источников, а также видео преподавателя с показом движений и их комбинаций.
Формы контроля:
фото (статика), видео (исполнение движений и комбинаций в соответствии с методикой), доклады (вопросы методики исполнения движений, предметы теоретического цикла).
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Форма Связи:
Мессенджер WhatsApp (1 класс)
Мессенджер Viber (2,3 класс)
Содержание заданий по каждому предмету соответствует учебному плану. Занятия проходят в индивидуальной форме. Задания теоретические и практические.
Формы контроля:
фото (теоретические задания), видео (практические задания по хору, предмету "Фортепиано") .
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»
Форма Связи:
Месенджеры WhatsApp, Viber, Skype
Сообщество Вконтакте
Электронная почта
Занятия проводятся преподавателями непосредственно с учащимися по видеосвязи, аудиосоодщениям, текстовым и голосовым сообщениям согласно расписанию.
Формы контроля:
фото (теоретические задания), видео (практические задания) .
ПРЕДМЕТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
(для учащихся всех направлений)
Предпрофессиональные программы: музыкальное направление - предметы "Сольфеджио", "Слушание музыки", "Музыкальная литература", хореографическое направление - предметы "Слушание музыки и музыкальная грамота", "Музыкальная литература". "История хореографического искусства".
Общеразвивающие программы: "Занимательное сольфеджио", "Музыка и окружающий мир", «Сольфеджио», «Музыкальная литература».
Форма Связи:
Мессенджеры WhatsApp, Viber, Skype
Сообщество Вконтакте
Электронная почта
Занятия: Для помощи в изучении новых тем и подготовке домашнего задания создана группа "Вконтакте" "Дистанционное обучение" Ссылка: https://vk.com/club193409932
В группе преподаватели теоретических дисциплин выкладывают актуальные и интересные материалы.
На школьном сайте, сайте школы "Вконтакте" (ссылка https://vk.com/dshi1lipetsk ), в группе "Дистанционное обучение" еженедельно выкладывается домашнее задание.
Формы контроля
Выслать доступным способом выполненное домашнее задания преподавателям (электронная почта преподавателей и фотоотчеты в группах в соц.сетях ВК или месенджарах)
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Форма Связи:
Мессенджеры WhatsApp, Viber, Skype
Сообщество Вконтакте
Электронная почта
Занятия проводятся по предметам "Специальность" и "Ансамбль" с учащимися по видеосвязи и аудио связи (в том числе онлайн), текстовым и голосовым сообщениям согласно расписанию.
По предмету «Фортепиано» - с теми учащимися, которые имеют дома инструмент, происходит взаимодействие. аналогичное предмету "Специальность". С теми учащимися, у кого отсутствует инструмент фортепиано, прорабатывается теоретический материал, а практические занятия будут перенесены на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер. Теоретический материал будет включен в требования контрольных срезов.
По предмету «Оркестровый класс» - с учащимися проводится работа по закреплению исполнения оркестровых партий. Практические занятия, в том числе и сводные репетиции, переносятся на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер.
По предмету «Ознакомление с инструментами народного оркестра» - занятия переносятся на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер.
По предмету «Хоровой класс» - с учащимися проводится работа по закреплению исполнения хоровых партий. Практические занятия, в том числе и сводные репетиции, переносятся на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер.
Формы контроля: видео (практические задания) .
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Форма Связи:
Мессенджеры WhatsApp, Viber, Skype
Сообщество Вконтакте
Электронная почта
Занятия проводятся по предмету "Музыкальный инструмент" преподавателями непосредственно с учащимися по видеосвязи и аудио связи (в том числе онлайн), текстовым и голосовым сообщениям согласно расписанию.
По предмету «Фортепиано» - с теми учащимися, которые имеют дома инструмент, происходит взаимодействие. аналогичное предмету "Специальность". С теми учащимися, у кого отсутствует инструмент фортепиано, прорабатывается теоретический материал, а практические занятия будут перенесены на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер. Теоретический материал будет включен в требования контрольных срезов.
По предметам «Оркестровый класс» - с учащимися проводится работа по закреплению исполнения оркестровых партий. Практические занятия, в том числе и сводные репетиции, переносятся на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер.
По предмету «Ознакомление с инструментами народного оркестра» - занятия переносятся на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер.
Формы контроля: фото (теоретические задания), видео (практические задания).
Дополнительная предпрофессинальная общеобразовательная программа «ФОРТЕПИАНО»
Форма Связи:
Мессенджеры WhatsApp, Viber, Skype
Сообщество Вконтакте
Электронная почта
Занятия проводятся по предмету "Специальность и чтение с листа". преподавателями непосредственно с учащимися по видеосвязи и аудио связи (в том числе онлайн), текстовым и голосовым сообщениям согласно расписанию.
По предметам "Ансамбль", "Концертмейстерский класс" - с учащимися проводится работа по закреплению исполнения своих партий. Практические занятия (совместное исполнение участников ансамбля) переносятся на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер.
По предмету «Хоровой класс» - с учащимися проводится работа по закреплению исполнения хоровых партий. Практические занятия, в том числе и сводные репетиции, переносятся на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер.
Формы контроля: видео (практические задания) .
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «ФОРТЕПИАНО»
Форма Связи:
Мессенджеры WhatsApp, Viber, Skype
Сообщество Вконтакте
Электронная почта
Занятия проводятся по предмету "Музыкальный инструмент". преподавателями непосредственно с учащимися по видеосвязи и аудио связи (в том числе онлайн), текстовым и голосовым сообщениям согласно расписанию.
По предмету "Концертмейстерский класс" - с учащимися проводится работа по закреплению исполнения своих партий. Практические занятия (совместное исполнение участников ансамбля) переносятся на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Форма Связи:
Мессенджеры WhatsApp, Viber, Skype
Сообщество Вконтакте
Электронная почта
Занятия проводятся по предмету "Специальность" преподавателями непосредственно с учащимися по видеосвязи и аудио связи (в том числе онлайн), текстовым и голосовым сообщениям согласно расписанию.
По предметам "Ансамбль" и "Изучение ансамблевых партий"- с учащимися проводится работа по закреплению исполнения своих партий. Практические занятия (совместное исполнение участников ансамбля или сводные репетиции) переносятся на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер.
По предмету «Фортепиано» - с теми учащимися, которые имеют дома инструмент, происходит взаимодействие. аналогичное предмету "Специальность". С теми учащимися, у кого отсутствует инструмент фортепиано, прорабатывается теоретический материал, а практические занятия будут перенесены на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер. Теоретический материал будет включен в требования контрольных срезов.
По предмету «Хоровой класс» - с учащимися проводится работа по закреплению исполнения хоровых партий. Практические занятия, в том числе и сводные репетиции, переносятся на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер.
Формы контроля: видео (практические задания) .
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Форма Связи:
Мессенджеры WhatsApp, Viber, Skype
Сообщество Вконтакте
Электронная почта
Занятия проводятся по предмету "Музыкальный инструмент" преподавателями непосредственно с учащимися по видеосвязи и аудио связи (в том числе онлайн), текстовым и голосовым сообщениям согласно расписанию.
По предмету «Фортепиано» - с теми учащимися, которые имеют дома инструмент, происходит взаимодействие. аналогичное предмету "Специальность". С теми учащимися, у кого отсутствует инструмент фортепиано, прорабатывается теоретический материал, а практические занятия будут перенесены на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер. Теоретический материал будет включен в требования контрольных срезов.
По предметам «Ансамбль» - с учащимися проводится работа по закреплению исполнения ансамблевых партий. Практические занятия, в том числе и сводные репетиции, переносятся на поздний период, в случае отмены или ослабления карантинных мер.
Формы контроля: видео (практические задания) .