Материалы МБУ ДО "ДШИ №1 имени М.И. Глинки" г. Липецка для 2 тура Общероссийского конкурса "Лучшая ДШИ"

   1. Ссылки на видеозаписи 3-х открытых уроков:

  • урок в 3-4 классе дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе "Хоровое пение", учебная дисциплина "Хор".
  • Преподаватель - И.М. Цилин, заслуженный артист РФ.
  •  https://youtu.be/CxuidXFx6Lg

 

  • урок в 4 классе дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе "Хореографическое творчество", учебная дисциплина "Классический танец"
  • Преподаватель - Спасибина Л.Н., высшая квалификационная категория.
  •  https://youtu.be/fZG0Rx_oD1Q

 

  • урок с ученицей 3 класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе "Фортепиано", учебная дисциплина "Специальность и чтение с листа".
  • Преподаватель - Павлик Н.В., высшая квалификационная категория.
  •  https://youtu.be/6D2a_b5OCvQ

 

   2. Ссылка на творческий проект с участием учащихся школы.

 

 

Отчётный концерт учащихся "Именем Михаила Ивановича Глинки"

Творческий проект Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств №1 имени М.И.Глинки" г.Липецка

   Решением Липецкого городского совета депутатов от 27.10.2020 №27 "Детской школе искусств №1" города Липецка было присвоено имя великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

   Михаил Иванович Глинка в русской музыке занимает такое же положение, как Александр Сергеевич Пушкин в русской литературе. Если Пушкин - первый наш поэт мирового значения, то Глинка - первый композитор, открывший новую эпоху в диалоге западноевропейской и русской культур. С творчества Глинки начинается классический период русской музыки. Он стал родоначальником нашей музыкальной классики.

   Как русская классическая музыка с Глинки, так и образование в сфере искусств в Липецкой области началось с нашей школы. Детская школа искусств №1- старейшее учебное заведение области. Основанная в 1938 году, она стала первым учебным заведением классического образования в сфере искусства в области.

   Целями проекта являлся показ неразрывной связи творчества М.И.Глинки со всеми направлениями деятельности школы, а также формирование у учеников сопричастности к истории русской классической музыки и истории России.

   При реализации проекта, для достижения целей были решены следующие задачи:

  • включение в проект всех специализаций, обучение по которым проводится в школе;
  • выбор произведений высокого художественного уровня, доступных учащимся по исполнительскому уровню, идейному и эмоциональному содержанию;
  • использование мультимедийных средств для более полного донесения целей проекта современным слушателям.

   Так как М.И.Глинка подвел своеобразный итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества, то при формировании программы концерта, организаторы принципиально не включали в концерт произведения основателя русской классической музыки, чтобы более ярко показать связь идей и творчества композитора в контексте развития мировой музыкальной культуры.

   Весь материал проекта располагается хронологически в соответствии с биографией М.И.Глинки.

   Открывается концерт преамбулой - исполнением произведения Николая Будашкина "Родные просторы". Н.Будашкин, ученик Н.Мясковского, который, в свою очередь, был учеником Н.А.Римского - Корсакова, активного члена объединения русских композиторов "Могучая кучка". Композиторы объединения позиционировали себя как последователи творчества М.И.Глинки.

   Первый раздел посвящён детству основателя русской классической музыки. В него включены номера, которые музыкальной и тематической своей основой связаны с детством и русской культурой: эстрадный детский танец "Скоморохи" и произведение для фортепианного ансамбля Ж.Металлиди "Конёк - горбунок" из сюиты "Русские сказки".

   Следующий раздел также охватывает детский период жизни композитора, и посвящён его первым музыкальным впечатлениям и одному из самых сильных - оркестру. В раздел включены произведения, исполняемые на инструментах оркестра - скрипке, флейте, а также выступление трио и ансамбля скрипачей. Что касается выбора произведений в этом разделе, то это композиторы И.С.Бах, Б.Дварионас, С.Манюшко, О.Хромушин.

   Необходимо отметить, что М.И.Глинка, будучи, по сути, композитором самоучкой, брал уроки композиции у З.Дена, одного из соучредителей Баховского общества в Германии. Кроме того, уже в последний период жизни, он совершенствовался как композитор в Берлине в полифоническом жанре, изучая произведения старых мастеров, в числе которых был И.С.Бах.

   Композиторские корни Б.Дварионаса находятся также в Германии, так как он окончил Лейпцигскую консерваторию.

   С.Монюшко - польский композитор, современник М.И.Глинки.

   О.Хромушин - русский-советский композитор, ученик В.Салманова, который в свою очередь был учеником М.Ф.Гнесина, который учился у Н.А.Римского-Корсакова.

   В связи с вышеизложенным, представляется логичным включение произведений этих композиторов в данный концерт.

   Третий раздел посвящен музыкальному театру 19 века и творчеству композитора в театральных жанрах.

   Музыкальный театр в 19 веке был чрезвычайно популярен. В связи с этим практически все композиторы того периода писали для музыкального театра. Необходимо отметить также, что он оказал огромное влияние на развитие инструментальной музыки 19 века.

   В данный раздел включены отрывки из балетов П.Чайковского "Лебединое озеро", Л.Делиба "Пиццикато", С.Прокофьева "Золушка".

   Танцевальные номера из опер М.И.Глинки "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила" внесли огромный вклад в становление русского классического балета. Исполнение Андижанской польки отсылает нас к восточным танцам из оперы М.И.Глинки "Руслан и Людмила".

   В данном разделе включены как танцевальные, так и инструментальные номера.

   Следующий раздел посвящён роли основоположника русской классической музыки в становлении русской вокальной школы.

   Общеизвестно, что он сам неплохо пел, брал уроки бельканто в Италии, дружил с оперными певцами и писал свои оперы с учётом возможностей певцов.

   Вокальная школа представлена двумя народными песнями: неаполитанская песня "Щеглёнок" и украинская народная песня "Ой, джигуне, джигуне".

   Включение в раздел инструментального произведения Р.Глиэра "Романс" обусловлено большим влиянием М.И.Глинки как замечательного мелодиста в дальнейшем развитии русской музыки.

   Отдельная страница в этом разделе посвящена хоровому искусству. Роль Глинки как композитора, общественного деятеля и организатора в развитии этого жанра огромна. Хоровое искусство представлено произведением русского композитора М.М.Ипполитова-Иванова (ученика Н.А.Римского-Корсакова) и современного композитора Н.Броннера.

   Пятый раздел посвящён народной музыке.

   Трудно переоценить влияние народной музыки на творчество М.И.Глинки. Знаменитое его высказывание о том, что музыку создаёт народ, а композиторы её аранжируют, известно всем. В произведениях Глинки мы слышим как цитирование народных песен, так и оригинальную музыку, основанную на интонациях народной.

   В раздел включены исполнение русской народной песни, обработок народных песен для баяна и аккордеона, пьес в стиле русской народной музыки для малого барабана, а также русский народный танец.

   Шестой раздел посвящён связям творчества М.И.Глинки и фортепианного искусства.

   М.И.Глинка написал замечательные произведения для фортепиано. Он брал уроки фортепиано у знаменитых европейский музыкантов Дж.Фильда и Ш.Майера, и испытал большое влияние европейской композиторской и исполнительской школы

   Включение в раздел произведения Э.Грига, выпускника Лейпцигской консерватории отсылает нас немецким композиторским корням Глинки.

   Также в раздел включено произведение нашего современника Р.Щедрина, который также ветвью через своего учителя Ю.Шапорина, затем через его учителя М.Штенберга уходит к Н.А.Римскому-Корсакову.

   Следующий раздел посвящён путешествиям М.И.Глинки по Европе и его музыкальным впечатлениям. Во время путешествий он много общался с выдающимися европейскими композиторами, страстно впитывал музыкальную культуру Европы. Эти музыкальные впечатления отразились в его произведениях.

   В раздел включены произведения Ф.Шопена, Ж.Маснэ. Также представлена одна из провинций Австро-Венгерской империи в виде "Закарпатского танца". В качестве стилизации включено произведение для гитары А.Торопова "Испанский танец", который нас отсылает к знаменитой "Арагонской хоте".

   Заключительный раздел концерта посвящён последнему периоду жизни М.И.Глинки. Трагизм этого периода заключается в том, что несмотря на недоброжелательство окружающей действительности, у композитора было планов, которым, к сожалению, не было суждено сбыться.

   Завершает концерт танцевальный номер "Фортуна" на музыку трагическую музыку К. Орфа "Кармина бурана".

   Подводя вышеизложенное, необходимо отметить, что концерт подтверждает историческую роль М.И.Глинки и его место в развитии русской и мировой музыкальной культуры, которая заключается в том, что он:

  • Подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества.
  • Стал основоположником русской классической музыки.
  • Проявил себя как ярчайший новатор и открыватель новых путей в развитии отечественной музыкальной культуры.

   С Глинкой русская музыка поднялась до решения задач мирового, общечеловеческого значения и выступила как равная среди ведущих музыкальных культур Европы.

   Творения М.И.Глинки были так богаты зернами будущего, что каждый из русских композиторов последующих поколений мог считать себя наследником и продолжателем основоположника русской музыкальной классики.

   Этим проектом продемонстрирована неиссякаемая ветвь развития русской музыкальной культуры как композиторской, так и исполнительской.

   И ученики, и преподаватели нашей школы, как нам хочется думать, являются маленькими листиками на великом и могучем дереве русской музыки!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter